第十八品 一体同观分
“须菩提!于意云何?如来有肉眼①不?”
“如是,世尊!如来有肉眼。”
“须菩提!于意云何?如来有天眼②不?”
“如是,世尊!如来有天眼。”
“须菩提!于意云何?如来有慧眼③不?”
“如是,世尊!如来有慧眼。”
“须菩提!于意云何?如来有法眼④不?”
“如是,世尊!如来有法眼。”
“须菩提!于意云何?如来有佛眼⑤不?”
“如是,世尊!如来有佛眼。”
“须菩提!于意云何?恒河中所有沙,佛说是沙不?”
“如是,世尊!如来说是沙。”
“须菩提!于意云何?如一恒河中所有沙,有如是等恒河,是诸恒河所有沙数,佛世界如是,宁为多不?”“甚多,世尊!”佛告须菩提:“尔所国土中,所有众生,若干种心,如来悉知。何以故?如来说:诸心皆为非心,是名为心。所以者何?须菩提!过去心不可得,现在心不可得,未来心不可得。”
----------------------
①肉眼—— 肉眼者,假父母气血所成也。即人中能见之眼,见近不见远,见前不见后,见内不见外,见昼不见夜,见上不见下,因有色质障碍故也。
②天眼——五眼之一。为天趣之眼,故名天眼。以色界四大所造清净之眼根前知粗细远近一切之诸色,及众生未来生死之相者。此有修得生得之二种,在人中依禅定于肉眼上彼修得净眼者,谓为修得之天眼,生于色界诸天自得此净眼者,谓为生得或报得之天眼。智度论五曰:‘于眼得色界四大造清净色,是名天眼。天眼所见自地及下地六道中众生诸物,若近若远若粗若细诸色莫不能照。是天眼有二种:一者从报得,二者从修得。’大乘义章二十本曰:‘天趣之眼,故名天眼。’观无量寿经曰:‘未得天眼,不能远观。’无量寿经下曰:‘天眼通达,无量无限。’
③慧眼——五眼之一。慧能观照,故名慧眼。照诸法皆空真理之空慧名之。无量寿经下曰:‘慧眼见真,能度彼岸。’思益经三曰:‘慧眼为见何法?答言:若有所见,不名慧眼。慧眼不见有为法,不见无为法。’智度论三十三曰:‘为实相故求慧眼,得慧眼不见众生尽灭一异相,舍离诸着不受一切法,智慧自内灭,是名慧眼。’大乘义章二十本曰:‘言慧眼者,观达名慧,慧能照瞩,故名慧眼。’又曰:‘法眼了见一切法相,慧眼了见破相空理及见真空。’
④法眼——五眼之一。分明观达缘生差别之法谓之法眼。无量寿经下曰:‘法眼观察究竟诸道。’大集经五十六曰:‘以一切法付嘱天龙诸鬼神等,为令法眼久住炽然故。’大经慧远疏曰:‘智能照法,故名曰法眼。’
⑤佛眼——五眼之一。佛名觉者,觉者之眼云佛眼,照了诸法实相之眼也。又别于前之四眼,四眼至佛则总名为佛眼。无量寿经下曰:‘佛眼具足觉了法性。’同慧远疏曰:‘前四是别,佛眼是总。’法华文句四曰:‘佛眼圆通,本胜兼劣,四眼入佛眼,皆名佛眼。’毗尼止持音义曰:‘谓具肉天慧法四眼之用,无不见知。如人见极远处,佛见则为至近。人见幽暗处,佛见则为明显。乃至无事不见,无事不知,无事不闻。闻见互用,无所思惟,一切皆见也。’
---------------------------------
18
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего телесное око?».
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть телесное око».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око божества?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око божества».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око мудрости?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око мудрости».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око Закона?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око Закона».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, есть ли у Истинносущего око Просветлённого?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, у Истинносущего есть око Просветлённого».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, сколько песчинок в великой реке Ганг и проповедовал ли Истинносущий об этих песчинках?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, Благосущный, Истинносущий проповедовал о песчинках».
Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, если бы рек Ганг было столько же, сколько песчинок в великой реке Ганг, и если было бы столько миров, сколько песчинок в этих [реках], то много ли было бы таких миров?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, Благосущный, много было бы таких миров».
Благодатный говорил: «Сколько бы ни было в этих мирах существ, Я ведаю различные состояния их потоков сознания (читта-дхара). Почему же? ?Потоки сознания, потоки сознания“, — Истинносущий проповедовал о них как о не-потоках. Тем самым они названы ?потоки сознания“. Почему же? Субхути, прошлое сознание невоспринимаемо, будущее сознание невоспринимаемо, нынешнее сознание невоспринимаемо.