本帖最后由 雨荷风 于 2015-10-7 22:37 编辑
第三十品 一合理相分
“须菩提!若善男子、善女人,以三千大千世界碎为微尘①,于意云何?是微尘众宁为多不?”“甚多,世尊!何以故?若是微尘众实有者,佛则不说是微尘众,所以者何?佛说:微尘众,即非微尘众,是名微尘众。世尊!如来所说三千大千世界,则非世界,是名世界②。何以故?若世界实有,则是一合相③。如来说:‘一合相,则非一合相,是名一合相。’须菩提!一合相者,则是不可说④,但凡夫之人贪著⑤其事。”
----------------------
①微尘——(术语)色体之极少为极微,七倍极微,为微尘。七倍微尘,为金尘。金尘者,得游履金中之间隙也。俱舍论十二曰:‘七极微为一微量,积微至七为一金尘。’
②世界——(术语)梵语曰路迦Loka,世为迁流之义。谓过现未时之迁行也。界谓具东西南北之界畔。即有情依止之国土也。又曰世间。间为间隔之义,故与界之义同。此二者虽通用于有情与国土。而常言者为国土也。楞严经四曰:‘世为迁流,界为方位。汝今当知:东西南北,东南西北,上下为界,过去未来现在为世。’名义集三曰:‘间之与界名异义同,间是隔别间差,界是界畔分齐。’
③一合相——(术语)世界为微尘之集合者。故称世界为一合相。华严经大疏演义钞曰:‘一合相者,众缘和合故。揽众微以成于色,合五阴等,以成于人,名一合相。’
④不可说——(术语)真理可证知,不可言说,涅槃经说四种之不可说,天台以明四教之理。
⑤贪着——(术语)多求而无厌足为贪,贪心固着而不离云着。法华经序品曰:‘贪着于名利,求名利无厌。’宝积经七十八坚牢比丘壁上偈曰:‘邪念生贪着,贪着生烦恼。’遗教经曰:‘若有智慧则无贪着。’
30
Опять-таки, Субхути, если сын или дочь из хорошей семьи изотрет в пыль столько миров, сколько крупинок земли в трех тысячах миллионов миров, с помощью неизмеримого [совершенства] решимости (вирья-парамита), да так, что [получится] скопление мельчайших атомов (параману), то, как ты считаешь, Субхути, огромно ли будет такое скопление атомов?»
Субхути отвечал: «Именно так, о Благодатный, именно так, о Благосущный, то было бы огромным скоплением атомов. Почему же? Ведь если скопление атомов не было бы огромным, то Благодатный не сказал бы ?скопление атомов“. Почему же? То, что Истинносущим названо ?скоплением атомов“, то же им названо ?не-скоплением“. Тем самым сказано ?скопление атомов“. Опять-таки Истинносущим сказано о ?трех тысячах миллионов миров“, и о них же им сказано как о ?не-мирах“. Тем самым сказано ?три тысячи миллионов миров“. Почему же? Если бы, о Благодатный, существовали миры, то это было бы воспринято как материальный объект, а то, о чем Истинносущим поведано как о восприятии объекта, о том же Им поведано как о невосприятии. И тем самым оно названо ?восприятием объекта“».
Благодатный говорил: «Восприятие материального объекта, Субхути, не является общепринятым, оно невыразимо. Оно не есть дхармо-частица и не есть не-дхармо-частица, но оно используется недалекими и простыми людьми.
|