本帖最后由 雨荷风 于 2015-10-7 22:29 编辑
第三十一品 知见①不生分
“须菩提!若人言:佛说我见②、人见③、众生见④、寿者见。须菩提!于意云何?是人解我说义不?”“不也,世尊!是人不解如来所说义。何以故?世尊说:我见、人见、众生见、寿者见,即非我见、人见、众生见、寿者见,是名我见、人见、众生见、寿者见。”“须菩提!发阿耨多罗三藐三菩提心者,于一切法,应如是知,如是见,如是信解⑤,不生法相⑥。须菩提!所言法相者,如来说即非法相,是名法相。
-------------------------------------
①知见——(术语)就意识云知,就眼识曰见,又推求名见,觉了云知。又三智云知,五眼云见。皆为慧之作用。法华经方便品曰:‘开佛知见。’
②我见—— (术语)指五蕴假和合之心身,视为常一之义,谓之我见,又云身见。梵语曰没曳达利瑟致,译曰我见。唯识论四曰:‘我见者,谓我执。于非我法妄计为我,故名我见。’同述记九末曰:‘梵云没曳达利瑟致,此云我见。’大乘义章六曰:‘言身见者,亦名我见。五阴名身,身中见我,取执分别,从其所迷故,名身见。以见我故,从其所立,亦名我见。’起信论曰:‘一切邪执,皆依我见。若离于我,则无邪执。’
又名我执,一切众生的肉体和精神,都是因缘所生法,本无我的实体存在,但吾人都在此非我法上,妄执为我,叫做我见。
③人见——(术语)固执实有人我之见也。又名人我见,或单云我见。
④众生见——(术语)谓固执实有众生之妄见也。我见之异名。
⑤信解——(术语)闻佛之说法初信之,后解之,谓之信解。又钝根者信之,利根者解之,谓之信解。又信者破邪见,解者破无明。法华经序品曰:‘种种信解,种种相貌。’同嘉祥疏二曰:‘信解者,始名为信,终称为解。又钝根为信,利根为解。’同七曰:‘信破邪见,解破无明。’
⑥法相——(术语)诸法一性殊相,殊别之相,由外可见,谓之法相。维摩经佛国品曰:‘善解法相,知众生根。’大乘义章二曰:‘一切世谛有为无为,通名法相。’
31
Почему же? Предположим, Субхути, если кто-нибудь заявит, что Истинносущий проповедовал взгляды о ?независимой самости“, о ?существе“, о ?живой душе“, об ?отдельной личности“, то разве, Субхути, этот некто высказал подлинное суждение?»
Субхути отвечал: «Нет, о Благодатный, нет, о Благосущный, он не высказал ложное суждение. Почему же? Когда Истинносущий излагал взгляд о ?независимой самости“, тогда он не излагал взгляда. Тем самым сказано ?взгляд о независимой самости“».
Благодатный говорил: «Точно так, Субхути, ступившим на стезю бодхисаттв должны быть постигнуты, увидены и оставлены все дхармо-частицы. Они должны быть так постигнуты, увидены и оставлены, чтобы не опираться ни на понятие ?дхармо-частица“, ни на понятие ?не-дхармо-частица“. Почему же? Субхути, о понятии ?дхармо-частица“, о понятии ?дхармо-частица“ проповедовалось Истинносущим как о не-понятии. Тем самым оно названо ?понятие дхармо-частица“».
|